Мёртвая долина. Вхождение в ДРА.

23.12.2020

Вхождение в ДРА.

АЛЕКСАНДР САТАРОВ

заместитель командира 101 мсп по технической части,

начальник БТС 5 гв.мсд,

заместитель командира 5 гв.мсд по вооружению,

полковник.

МЁРТВАЯ ДОЛИНА
АФГАНИСТАН
Книга вторая


1.На чем основаны мои воспоминания?
Много лет в кармане моего комбинезона находилась блокноты, в которые я записывал планы работ, указания начальников, данные по технике /по объему это 70% записей/,  впечатления, есть и данные по боевым операциям в ДРА. Всего таких блокнотов – 46.
Много осталось и фотографий, сделанных лично мною и другими. За афганский период - 243 фото и 14 проявленных пленок, там же я снял два фильма: «Операция в АНАРДАРЕ»  и «ДОРОГА ОТ ШИНДАНТА ДО КУШКИ».
На этой основе мною написаны книги личных воспоминаний для ДЛЯ ЛИЧНОГО пользования моей семьи. «ЮЖНАЯ точка "- охватывает период с августа 1971 г. по 25. 12. 1979г. "МЕРТВАЯ ДОЛИНА" - период с 25.12.1179. по 18. 12. 1981г. - пребывание в ДРА.
О достоверности: записи по технике-100%, фамилии 90% /иных забыл/ художественные отступления - базируются на лично виденном, рассказов сослуживцев, тут достоверность еще ниже - 75-80%.
Так что я поделюсь лишь краткими воспоминаниями из книги "МЕРТВАЯ ДОЛИНА»,

2.ИСТОРИЯ 101 МСП.
Я в него прибыл в августе 1971 года, после окончания академии БТВ, на должность заместителя командира полка по технической части. Полк -кадрированный: всего 200 человек, из них 80 офицеров и прапорщиков, и 120 солдат. Техники на 70% военного штата: БТР-40 и БТР-152 выпусков 1950-х годов – (сгнили), танки, автомобили. Каждый год отправляли на "целину" по 20-25 машин. Парки саманные, текут грязной   жижей с крыш. Солдаты ходят "через день на ремень", а, иногда не сменяясь, но 2-3 суток в карауле.
Офицерский состав в полном объеме через год уезжал на "целину" на 5-6 месяцев, меняясь со своим собратом - 373 гв.мсп из ТАХТА-БАЗАРА, - через год. Так что в 1974 г.и в 1976 я побывал на "целине "-тихий ужас!
Примерно в 1960 году один из полков 5гв.мсд, был, развернут и отправлен в г. ДРУЖБА на границе и КИТАЕМ - это был 372 гв.мсп, а на его месте был, развернут 101 мсп. Я ещё застал прапорщиков Пивнева, Сахно, Дегтярёва и других, проходивших службу в ДРУЖБЕ, но потом вернувшихся в ИОЛОТАНЬ - районный городок, населением 14 тысяч, около 20 национальностей. "Зеленый, арыки, частные дома, в 60 км от областного центра МАРЫ, на берегу речки МУРГАБ. Кто еще жив - тот помнит и вокзал, и «ГАГАРИНА» и рыбожарки, и воскресные базары.

З.КОМАНДОВАНИЕ 101 МСП.  
Командирами полка были - п/п-к ЦУРЦУМИЯ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1971 - 1975, потом ушел в ТАШКЕНТСКИЙ мединститут), п/п-к ЖУРБЕНКО ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1976-1979, потом НШ КЫЗЫЛ-АРВАТСКОЙ мсд, академия ГШ. начопер ЮГВ, начопер ЮГО-ЗАПАДНОИ ставки, зам. начальника ГШ, генерал-полковник, умер в 2006г.), п/п-к КОПТЯЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ с 1979 по 1981, г.Герат. Когда я улетал из ШИНДАНТА 17.12.1981, с моим сменщиком п-ком  КУЧЕР приземлились в ГЕРАТЕ - КОНТЯЕВА уже не было.
А фамилии нового командира 101 мсп я не знаю - сам был рад до ушей, что вырвался.
Замполитами полка были: п-п-к МОСКОВЦЁВ, п/п-к КОЛЕСНИЧЕНКО ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (дружбу с  тех пор мы сохранили, до его смерти в НОВОЧЕРКАССКЕ, в году 2004 г.), майор ПРОЦИК (стал генералом); майор КРОТИК -
Начальниками штабов были: м-р БЕСКАРАВАЙНЫЙ, м-р ИЛИЕВ САДЫК ЮСУПОВИЧ, м-р ДОНСКОЙ,  в ДРА был м-р СОПИН Б. Г.
Начальниками тыла: п/п-к КАРАЙНИК ИОСИФ ЯНКЕЛЕВИЧ (потом зампотыла 5гв.мсд в КУШКЕ и ДРА, заменился в АРТЕМОВСК, КИЕВ, умер 2004 г.), п/п-к ШУКУРОВ, м-р ПЕТРОВ - в ДРА. Забыл про КОЛЮ БУДАКОВА (умер в КУШКЕ).
Зампотехами полка были: к-н САТАРОВ А. А., м-р ЛЫКАСОВ, потом сно-ва - м-р САТАРОВ,  к-н ПЛЕСКАЧ (утонул в ШТАБЕ),  к -н КОЦЮБА, м-р ВИТЮГОВ Б. Л. - входил в ДРА /потом в ДАЛЪВО/.
Из остальных, вспоминаются: начальник артиллерии п/п-к КУЛЩОВ. Комбаты МСБ МАЛЫКА и ПЛОТНИКОВ. Нач.БТС ЮНИЧЕНКО, нач.РАВ ПРИОТЕСКУ, НШ ТБ ШЕСТОКОВ /встречал в НОВОЧЕРКАССКЕ/, командир ремроты ВАСЮКОВ - и много других. Ведь это был мой родной
Полк - и я был за него ответственным перед командирами 5гв.мсд ШАТАЛИНЫМ и ГРОМОВЫМ.

4. ВХОЖДЕНИЕ 101 МСП В ДРА.
Будучи нач.БТС 5 гв.мсд .с .1976 по апрель 1979 г., я учился на заочном отделении ФРИС академии БТВ. 18.4.1973г. стал зампотехом этой мсд. Уехал в МОСКВУ в конце января 1979г., а вернулся в июне этого года. Так .что развертывание дивизии в марте и апреле не застал, и знаю об этом только со слов своих начальников служб: нач.БТС - СТАРЧЕНКО, нач.АТС ДЖУЛЪ, нач. РАВ - ЧИЧКАНЬ, командира рембата ОБМЕНЯННОГО.
В июне-июле 1979г. 5гв.мсд стала разворачиваться и переходить  на новый тат (по личному составу и технике). Из 101 мсп наконец, забрали БТР, а дали около 100 машин ЗИЛ-131, развернули роты и батальоны. Но часть приписанных из НХ машин оставалось. Все лето и осень полк потратил на ввод пополнения в строй, много было молодых водителей, ТБ развернулся из ТР в 13 танков в ТБ в 40 танков Т-55. Пришла и другая техника - работы море!
Новая раскрутка приведения 5гв.мсд в полнокровную дивизию началась 9.12.1979 г.- пришел сигнал на отмобилизование дивизии до штата военного времени, с выводом частей в районы, сосредоточения. Части маршем уходили в свои районы, там развертывались пункты приёма личного состава и пункты приема техники. В  это время мне было не до 101 мсп - автотехника у него была новая, принималось из Народного хозяйства порядка 100-130 единиц.
А вот остальные части 5 мсд требовали внимания, особенно 371мсп на БМП.  Наши БМП выпуска 1972 года, уже поизносились, часто ломались, особенно "горела" батарея ПТУРС – все 9 установок – неисправны - оказались перерезанными мотки электропроводки – ни шла, ни сама БРДМ-2, ни ее вооружение ПТУРС.
Районы сосредоточения МСД располагались за МОРГУНОВКОЙ, в сопках, справа от речки КУШКИ. Стала приходить техника и люди из НХ. По личному составу мы обобрали МАРЫЙСКУЮ область. ЧАРДЖОУ даже давал АШХАБАД. Обстановка  по поставке людей и техники была напряженной - у нас сидели секретари райкомов и гнали к нам, невзирая на все. Даже останавливали поезда в МАРЫ, ссаживали мужчин и отправляли к нам.
Людей нужно было принять, накормить, вооружить, организовать отдых - и 2-4 дня постоянный состав мсд занимался этим 20 часов в сутки. А технику принимали одни технари - иногда уже принятую технику не забирали, в части по 3-4 дня - командирам было некогда!
В декабре уже ночью холодно. Люди жили, в палатках, кормились на ПХД, жгли костры по ночам. Технари разбивали полевые парки, организовывали ВАИ, ремонтировали в основном свою технику. Я уже проходил такие развертывания в 101 МСП, видел весь беспредел, когда от приписанных машин в полк поступало 30-40%, а остальные, куда-то исчезали. Понял, главное: количество и грузоподъемность. Очень не хватало заправщиков и санитарок.
Летом в 371 МСП мы проводили 3-х месячные курсы по подготовке
механиков-дублеров БМП из приписников, подготовили их 90 человек, угробили массу моторесурсов - на развертывание к нам попало 11 человек, остальные разбегались в пески!
101 МСП не доставлял мне столько хлопот, как наши КУШКИНСКИЕ части. И тут пришла "целина"-250 машин -поломанных, разбитых! Всем командирам было не до них, я вывел все целинные машины за пределы постоянных парков, вернул туда отмобилизованные ремроты и начали, восстанавливать машины -округ не дал запчасти, сколько я не просил нач. АТС ТУРКВО п-ка ДРАГУН,
К 16-17.12.1979 формирование МСД было закончено. Из НХ к нам поступило 2200 машин и 5-6 тысяч личного состава. Начались отработки занятий по боевому слаживанию подразделений и частей /стрельба, вождение, взводные и ротные учения с боевой стрельбой/. Шла параллельная загрузка материальных средств /боеприпасы, питание, дрова!/.
Так на штатный ЗИЛ-131 тягач с гаубицей Д-30 грузили: снаряды в ящиках- 40 штук, средства обогрева, сверху дрова, и садился личный состав, в конце кузова размещали 3-4 ящика снарядов для первых  выстрелов. Получалась машина с горбом, а сверху ехали люди. 373 МСП был полностью на машинах из НХ и приписников -     чтобы не замерзнуть, брали ящик с песком и там разводили костер, все укрывались брезентом, только над кабиной возвышался пулеметчик со своим оружием! Но потихоньку все привыкали, тренировались, знакомились - притирались. И армада, называемая- 5гв.мсд была готова тронуться!
А нас /руководство МСД/ заколебали различные комиссии. От ТУРКВО - генерал-лейтенант ПОНОМАРЕНКО со свитой в 25 человек, МОСКВА - генерал-полковник МЕРИМСКИЙ и с ним тоже 20 человек. И каждому дай цифирь и достоверную. Особенно доставалось НШ 5гв.мсд п/п-ку СКОБЕЛЕВУ Е.К. - он только несколько дней назад пришел в дивизию.
24.12.1979. 101 мсп из ИОЛОТАНИ и 373 мсп из ТАХТА-БАЗАРА получили приказ - прибыть в район КУШКИ и встать в свои районы сосредоточения. Полки начали - совершать марш. 373 мсп прибыл нормально - этакий цыганский лагерь! 101 мсп тоже, кроме его ТБ - пропал! Ждём, через сутки прибывают отдельные машины. Выясняется: комбат ТБ СЫСОЕ - выходец из ТАХТА-БАЗАРСКОГО полка, решил провести ТБ коротким путем вдоль водохранилища и засадил весь ТБ в грязь!
ШАТАЛИН посылает меня разобраться с ТБ 101 мсп. Полетел на МИ-8 с командиром нашей 302 ОБЭ ВАЛЕРОЙ ПАНФЁРОВЫМ. Облетели ТАХТА-БАЗАР. Большая часть ТБ уже выбралась и идет по шоссе на КУШКУ, а танков 10-12 еще сидят в грязи - лопнули все троса.
Недалеко от станции ТАХТА-БАЗАР, в сторону КАЛА-и-МОРА видим море людей и техники. Это пришла и встала нам в затылок отмобилизованная 58 ВДВ из КЫЗЫЛ-АРБАТА. Командир мсд генерал-майор РОБУЛ, НШ мсд ЖУРБЕНКО. Я выпросил у них десяток тросов, загрузил в вертолет и полетел снова к ВИТЮГОВУ на болота. При взлете Б.ПАНФЕРОВ решил похулиганить, и мы чуть не грохнулись, крепко стукнувшись передним колесом о землю - пошли на опрокидывание.
Отдал ВИТЮГОВУ троса, взял от него офицера, отвез - снова в 58 мсд, которая выделила 2 тягача БТС, помочь вытащить танки. Прилетел в КУШКУ, доложил ШАТАЛИНУ - нужно еще сутки!  В ответ - делай что хочешь, но чтобы ТБ 101 МСП через сутки был в своем районе сосредоточения. В ночь выслал еще два своих БТС - и нач.БТС 5 мсд СТАРЧЕНКО. В последующую ночь мотнулся на своем УАЗе, туда -ТБ вытащили и он шел своим ходом на КУШКУ, 2-3 танка тянули на буксире. Они потом отремонтировались в рембате и пришли в полк уже в ДРА.
Командирами танковых рот в этом ТБ были: 1ТР - С0ЧИНЮК, 2 ТР – ШЕСТАКОВ, З ТР - КУРБАНОВ.
К исходу 26.12.1979г. 5 гв.мсд вышла из своих районов и головами колонн встала на шоссе. Когда стемнело, РАЗВЕДБАТ уперся в пограничный шлагбаум, за ним встал 371 мсп с приданной артиллерией. Тылы батальона и полка были отсечены. Возглавлял передовой отряд зам.командира 5 гв.мсд п/п-к МЫЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (потом он стал комдивом в ИВАНО-ФРАНКОВСКЕ). За 3 – 4 дня до этого, МЫЛЬНИКОВ с одним из операторов и нашими советниками из 17 пд ДРА – пролетели весь маршрут от КУШКИ до КАНДАГАРА на нашем вертолёте. Везде было спокойно, никаких мероприятий по противодействию нашему вводу со  стороны ДРА замечено не было.
Не заметить такую группировку войск у афганской границы,  США не могли - но не вмешивались - потирая руки, ждали, когда мы войдем в ДРА, нам подставляли ловушку - мы в нее и влезли!
К 1.00 27.12.1979г. я подъехал к ШАТАЛИНУ - доложил, что остальные части готовы -  колонками стоят на шоссе. Радиосвязь была запрещена. Главные силы МСД составляли 24гв.тп, 373 гв.мсп, АП и во втором эшелоне -101 мсп, за ним тылы полков и мсд, ОРВБ-1 со СТАРЧЕНКО шел за главными силами, я с ОРВБ-2 – последним - таков был приказ МЕРИМСКОГО. ШАТАЛИН и МЕРИМСКИЙ находились у радиостанции связи с МОСКВОЙ.
В 3.30, ШАТАЛИН вызвал ЕГОРОВА и КАБАНОВА, поставил им боевую задачу: по сигналу перейти госграницу и двигаться по маршруту: ГЕРАТ, ШИНДАНД, ГЕРИШК, КАНДАГАР и выйти в район КВЕТТЫ, закрыть там  границу с ПАКИСТАНОМ.
Ух! А это более 1000км!
В 4.00 27.12.1979 г. пришел сигнал! И разведбат двинулся вперед, за ним Кабанов. Застава пограничников ДРА была блокирована, но из их домика никто и не вышел. Я стоял и не верил своим глазам - начиналась война!
В ТУРУГУНДИ загорелась машина - потом прислали оттуда записку - попала под танк, жертв нет, еще через полчаса оттуда притащили в лепёшку раздавленный мотоцикл разведбата - тоже жертв нет!
Я поставил нач.АТС мсд ДИКУЛЯ считать проходившую технику, МЕРИМСКИЙ каждые полчаса требовал от меня доклад. А наши колонны все шли и шли. Всю КУШКУ затянул смог от выхлопов, на обочинах дороги стояли жены с детьми, провожая своих мужей в неизвестность!
Как анекдот: на ЮЖНОМ КРЕСТЕ в КУШКЕ /высота 7 метров/ в царское время поручик ИВАНОВ написал:"Сослан за вольнодумство на 2 года", советский лейтенант ПЕТРОВ приписал:"Сослан, не знаю за что и насколько!" В армии пели: «Дальше КУШКИ не пошлют, меньше взвода не дадут», а мы, 5гв.мсд припевала:"Но нас нае…али, оказались в КАНДАГАРЕ”
А мсд все шла, а это: 2618 единиц автомобилей, 452 единицы БТТ, и это, не считая прицепной артиллерии. К часам 11-12 дня остались колонны тыла - ее вел КАРАЛЬНИК, никакого охранения ни у тыла, ни у тех-замыкания не было. Командирам было не до нас!
К 12.30 я остался со своей колонной ОРВБ-2, доложил МЕРИМСКОМУ, что 5гв.мсд полностью ушла, исключая ремфонд в КУШКЕ. Он записал мои данные, заставил расписаться за них, сказал, что разведбат и 371 мсп ушли уже на 200-300 км южнее ДАУЛАТБАДА, подходят к ГЕРИШКУ, пожелал счастливого пути, и я тронул свою колонну через границу.
Боевого сопротивления афганцы не оказали, но ехать во главе колонны из летучек и машин с запчастями, было немного не по себе.
Возле аула ДОАБ, в 25-30 км от границы, появились первые "мои ласточки" - ремфонд: 3 танка, БМП, БРДМ, ПТС. Осмотрел их и принял решение ремонтировать на месте - тащить их на перевал на буксирах не было никакого смысла. Начали ремонт, закончили его к обеду 31.12,вытянули колонну, теперь уже вооруженную и охраняемую, к перевалу, заночевали там, и с утра 1.1.1980 г. начали движение на ГЕРАТ. Никакой связи с мсд у меня не было, имелась Р-142 на ГАЗ-66, но связаться мы ни с кем не смогли -радиомолчание. Я на УАЗ мотался на перевал раза 2-3, там нашел еще один танк, который ремонтировал командир роты ОРВБ-1 СЕНЬКО, брошенную кинопередвижку 24гв.тп.
К нашему  подходу СЕНЬКО отремонтировал танк, и мы общей колонной пошли на ГЕРАТ. Инцидент: наводчик танка МАКАРОВ в 10.45.1.1. 1980г., на моих глазах произвел выстрел из ПМ в ногу себе - пришлось отправлять санитарку в охранении БРДМ в ГЕРАТ, на южную окраину, где стоял тыл дивизии. Это или случайность, или нарочно, но ногу перетягивать жгутом пришлось мне самому -мои санитары побледнели!
Прошли ГЕРАТ, вдруг стрельба из автомата - увеличивая скорость, выезжаем мимо КАНДАГАРСКОГО базара, вижу .на окраине стоянки наших тыловых частей. Прибываем туда  – радостные соединились и сегодня, был Новый год.
Разбираюсь со стрельбой в колонне - стрелял СИНЬКО из АК по толпе – ему показалось, что в него стреляли из пистолета в толпе – но никто не пострадал. Тут СТАРЧЕНКО докладывает о «тыловой» войне: одному из часовых что-то почудилось, и он открыл стрельбу, а это новогодняя ночь, - 2-3 часа ночи. Все повыскакивали из машин, и открыли огонь из автоматов. По правой стороне дороги стоял ОРВБ и ОБМО, а по левой - медсанбат и хлебозавод. Началась перекрестная стрельба, в течение 20-30 минут. В ОРВБ стояла на платформе ШИЛКА - она тоже вдарила по дувалам. Результат ночной стрельбы: один солдат убит - ранение в спину, палатки медсанбата и хлебозавода - изрешечены!
В ОРВБ-1 на ремонте 5 танков, 2 БТР и с десяток машин.
Приехал из ШИНДАНТА КАРАЛЬНИК, рассказал: дивизию остановили, передовой отряд вернули под ШИНДАНД, главные силы - в ШИНДАНТЕ. 373 мсп - под АДРАСКАНОМ, саперы - в АДРАСКАНЕ, 101 мсп под ГЕРАТОМ, тылы мсд здесь. Найти районы, в 5-8 км от ГЕРАТА, занять их, оборудовать для обороны.
Я решил отделиться от тыла - начальник тоже! Объехал предгорье, нашел место справа от дороги, если смотреть на ГЕРАТ. Разметили его, расставили свою технику, отрыли окопы, ремфонд расставили, назначили сектора обстрела, /а только танков было уже 8-10 штук/ 2-3 дня обустраивали свой СППМ /сборный пункт поврежденных машин/, телефонизировали оборону, развернули ПХД - получилось хорошо. Потом на этом самом месте встал 101 мсп, когда ОРВБ ушел в ШИНДАНД, и простоял все два года моей службы, не считая мелких брызг!
А брызги были такие. При марше 101 мсп проскочил ГЕРАТ, ушел на 10-12 км южнее и был остановлен. Место было неудобное и КОПТЯЕВ, получив под свою ответственность ГЕРАТ, передвинул мсп, вернув в долину ГЕРАТА. Там был родник, вода, начиналась сосновая аллея вплоть до города. Полк начал располагаться, обустраиваться, но КОПТЯЕВУ это место не нравилось: рядом дорога, рассекающая расположение полка пополам, близко очень предгорье. А идти вниз нельзя - там дивизионные тылы, теснота. И тогда, никого не предупредив, КОПТЯЕВ, уходит полком на северную окраину ГЕРАТА, на дорогу к ИСМАИЛИ, прямо напротив старого города.
В январе ШАТАЛИН собрал основные части мсд в ШИНДАНД, кроме 101 мсп  /ГЕРАТ/, 371 мсп /западная часть аэродрома ШИНДАНД/, саперов  /АНДРАСКАН/. Мы перетягиваем свои тыловые и ремонтные части в ШИНДАНД. 101 мсп остается в гордом одиночестве против ГЕРАТА.
ШАТАЛИН, считая что я, как выходец из 101 мсп, являюсь как бы шефом полка, отсылает меня к КОПТЯЕВУ- выбрать новое место полка, помочь обустроится. Приезжаю, а полка нет! Валяются 4-5 машин, которых тянут на буксире. Я обалдел – где полк? Отвечают: «Ушел на север ГЕРАТА».
Погнал туда, а КОПТЯЕВ уже занял несколько байских брошенных усадьб, сносит дувалы, расставляет охранение. "Кто тебе разрешил?", ШАТАЛИН приказал подобрать новое место полка!". "Тебе же сказано - на южной окраине ГЕРАТА, а не на северной!"
Я доложил по ЗАС ШАТАЛИНУ, тот рассвирепел и приказал -вернуться на южную окраину ГЕРАТА, а мне быть в полку, пока он не встанет на новое место. Матерясь, каждый про себя, поехали назад на юг ГЕРАТА. Объехали. Левую сторону от дороги отвергли сразу: рядом начинаются горы, до самой окраины - 3-4 км -минометный огонь. И расположили полк справа от дороги, до нее метров ЗОО-400. На казарменную зону и парк не скупились - чай земля теперь наша! Растрасировали, пригнали людей, отрыли окопы, землянки, охранение - так и встал 101 мсп - справа от дороги, если ехать на ГЕРАТ. В 2-3 км севернее аэродром. Потом построил стрельбище и танкодром. Так и жили!
6-7.1. 1980г. я впервые приехал в ШИНДАНД, доложил комдиву, получил от него указание возглавить работу в КУШКЕ по приему БТР, автомобилей и личного состава, которые начнут прибывать с 15.1.1980г. с других округов. КАРАЛЬНИК и я получили приказ перевести свои части в ШИНДАНД, места определить самим. Я собрал своих нач.БТС и АТС частей, водителей, всего около 200 человек и выехал в КУШКУ. Поставки начались 17.1.1980. Эшелоны за эшелонами: техника /340 БТР-бОпб из СИБВО, автомобили разных марок с баз хранения, вооружение/ и личный состав - партизан исключить, а получить пополнение с внутренних округов!
И снова начался ужас! Солдат к нам везли самых плохих – какой же командир отдаст хорошего? Водителей БТР - единицы. А, эшелоны прибывали по 2-3 в сутки, и на каждом до 100 единиц техники - все это разгрузить, перегнать на места стоянок. БТР-60 пб сибиряки разгружали  сами, и загоняли на места стоянок.
Личным составом от МСД занимался п/п-к ДЕМЕНКОВ, у него огромная простынь штата дивизии. Приходит эшелон с солдатами. Решаем формировать 101 мсп. В эшелоне 450-500 человек. Выводим их на "площадь, строим: "Водители БТР, БРДМ и просто водители - 10 шагов вперед!" отсчитываем для 1 МСБ 60 водителей, их сразу принимают командиры рот по вещевому, зампотех батальона увозит их в лагерь техники, в районе вододрома за КУШКОЙ - речкой. Там сибиряки выкатывают со своего лагеря БТР на батальон, ставят их поротно, разбивают водителей поротно и садят за руль, несмотря - ездил ли человек на БТР или нет. Из числа тех кто ездил - назначают старших механиков рот и взводов. Не имеющим опыта - показывают рычаги управления и вперед по КУШКЕ - речке до МОРГУНОВКЙ и обратно, а это 5-7 км. Прокатились, ставят в ротные колонны, принимают ЗИП. И новые механики уже спят в своих. БТР-это их дом до дембеля!
А остальных ведут на сопки, в расположение бывшего 371 полка, в казармы - от которых остались только стены, остальное /ленкомнаты, шкафы, кровати, пирамиды уже вывезено или вывозится в ДРА, даже стекла окон. Выявляют сержантов, снайперов, минометчиков и так далее, остальные в пехоту, из их числа набирают наводчиков пулеметов БТР – в общем, армейский принцип: не знаешь – научим, не хочешь - заставим! Людей переписывают, строят. Ротный уезжает за оружием, привозит
автоматы, пулеметы - опять перепись и подписи. К утру, рота сформирована, выспалась на голом полу. Привозят боеприпасы, снаряжают магазины. Люди присмирели, молчат. А мы нагоняем на них страх - сейчас дисциплинирует коллектив. Назначают пулеметчиков, они забирают боеприпасы на БТР для КПВТ и ПКТ, в районе снаряжают по две коробки, остальные - грузят в ящиках.
Прошли сутки. БТР приняты, люди распределены, вооружены. С утра вторых суток люди и техника соединяются. Рассаживаются в БТР, выстраиваются колонны, к ним присоединяются машины новые, загруженные материальными средствами. Набирается колонна в 100-120 машин и БТР.
101 мсп взял под охрану дорогу от КУШКИ до ГЕРАТА. И рано утром колонна проходит пограничный контроль и уходит в ДРА. Моя задача - чтобы колонна без потерь дошла до 101 мсп до темноты. В дороге часты поломки - водители не знают особенностей БТР. Я получаю очередной втык от ШАТАЛИНА: много БТР становятся, лучше принимай! А причем тут БТР, если человек впервые в жизни сел за руль?
И так каждый день, пока вся техника и личный состав ушли в ДРА.
В феврале - обратный поток - уходят партизаны и гражданские машины. Я уже убедился, что профессионал на ГАЗ-51 проедет там, где наш солдат на УРАЛ-375 застрянет! Немного жалко с ними расставаться!
25.1.1980г. в КУШКУ пришли эшелоны с ЗРП «ОСА», в/ч 06077, командир полка АНОШИН, зампотех  КАЗАЧОК, из ОЯГУЗА, САВО. Разгрузились, техника была не очень хорошего качества: 4 БМ - неисправны и 1 ТЗМ. Подняли шум, приехали офицеры с САВО, ремонтировали технику в КУШКЕ, но основной полк ушел на третий день в ДРА под прикрытием роты БТР из 101 мсп.
Было принято решение в верхах о переброске 373 мсп в КАНДАГАР, выводе его из штата 5 мсд. Он становился 70 0МСБР /отдельной мотострелковой бригадой/. Ускоренно проводили 500 км марши с молодыми водителями машин и БТР, пополняли полк.  1-2.2.1980г. на КАНДАГАР ушла первая группа полка. возглавлял ее п/п-к МЫЛЬНИКОВ, дошли нормально, но в самом КАНДАГАРЕ имели стычку с местным населением - побили несколько афганцев. Бригада встала на аэродроме - потом она много  покрушила как сам город КАНДАГАР, так и его население.
В начале февраля начались первые рейды. Ушел усиленный мсб - с 371 мсп. 101 мсп начал прочес пригородов ГЕРАТА. Пошли и первые потери в людях и технике. Я в это время находился в полку, был то на КП с КОПТЯЕВЫМ, то уезжал в парк. Мин еще не боялись. ШАТАЛИН приказал вылететь в КУШКУ разобраться с обстановкой. Вертолёты стояли на аэродроме ГЕРАТА, под охраной пехоты. Только взлетели и пошли над городом, с земли команда: "Сесть, сейчас подвезут 300 – 3, 200 – 1, доставить в КУШКУ". Сели. Подскакивает санитарка, погрузили бойцов, и пошли на КУШКУ. В ГЕРАТЕ что-то горело, видны разрывы снарядов в садах, артиллерия била прямо из расположения полка.
Подлетели к КУШКЕ. Пилот спрашивает: "Где садится? "Подумал -у госпиталя нельзя, кругом дома на сопках – тоже – решил – «садись на стадионе!»  Пока вертолеты садились, на трибунах стадиона образовалась толпа из наших жен и детей. Только вышли и стали выносить раненых - гул и рев! Кого? 'Тут подскочили санитарки с госпиталя, загрузили и уехали. Вертолеты ушли на ГЕРАТ, я остался; выполнил приказ ШАТАЛИНА.
Тогда еще не было "ЧЕРНЫХ ТЮЛЬПАНОВ", а в КУШКЕ еще не было 88 мсд. Остались только наши разгрузочные команды. Гроб сделали, цинкового железа нет, пока достали, пока паяли, пока офицер из 101 мсп съездил домой в ИОЛОТАНЬ, взять форму - ведь его забрали прямо из боя - отправили гроб и сопровождающего только на третий день.
В феврале в ШИНДАНТЕ развернули свой госпиталь на 250 коек, и в ГЕРАТЕ медотделение на 25 коек. С СОЮЗА прислали целый самолет с гробами и оцинкованным железом, организовали на территории медсанбата /он стоял на аэродроме/ морг, а наша бригада из ОРВБ запаивала гробы. Ребят приходилось менять через каждые 3 месяца - нервы не выдерживали!
Зима 1980г.в ДРА была суровой, мороз до минус 15-20, ветер. Люди мерзли, были обморожения. Дров не хватало, жгли солярку в ПОЛАРИСАХ. На танковую роту отрывали или взрывали котлован, ставили туда два ПОЛАРИСА, устилали брезентами - так и жили до весны. Особенно плохо было в боевом охранении: танк в окопе, под десантным люком углубление, расстелен брезент, сюда же подходит какая-нибудь труба, надетая на выхлопной лючок подогревателя - она и отапливает! Один сидит в танке, наблюдает, трое греются. Менялись через сутки, весь полк хохотал, когда смена прибывала: черные (даже зубы)! Пожары случались, но обходилось без жертв. Пехота жила в палатках, целые сутки горела буржуйка. Дров уходило уйма, а этого никто не учел. В Кушку поступали эшелонами из СИБИРИ бревна и уголь, а мы посылали от каждой части колонны за топливом, раз в неделю.
В феврале я впервые побывал в КАБУЛЕ. Осмотрели сгоревший замок АМИНА -все разбито и вывезено. Показали место под баром где убили АМИНА. Дворец охраняли десантники, также как дворец где сидел БАБРАК КАРМАЛЬ.
Приближалась весна,"духи"ожили сначала на ВОСТОКЕ, а к маю и у нас. 101 мсп из боев не вылезал, парки были пустые. В ШИНДАНТЕ пошли в первый рейд на ЛУРКОХ: 371 мсп, 24 тп, артиллерия, разведбат. Нашли одно ущелье, полезли, получили по зубам, командира разведбата ЕГОРОВА ранило в ногу из 12,7 мм ДШК. Были раненые и убитые, подорвалось несколько машин. Потом пошли к АНАРДАРЕ, БИБИЧАБАРАНУ,ФАРАХУ и
все по сигналам агентуры - на 80% впустую.
Летом пошли рейдом из усиленного 371 мсп на ЧАКЧАРАН, это 400- 500 км от ШИНДАНТА, до КАБУЛА оставалось 150-200 км по горам. Ходили там больше месяца, опять потери в людях и технике. Возглавлял рейд МЫЛЬНИКОВ и КАБАНОВ.
Случилось ЧП с вертолетами. На ЧАКЧАРАНЕ базировались 4 МИ-8, а топливо подвозили на МИ-6, названными "коровами". Пилоты поленились подтягивать МИ-8 к "корове", чтобы заправиться, завели свои движки, и один из МИ-8 рубанул своими лопастями по лопастям МИ-6. Результат: выведены из строя сразу два вертолета. А пехота уже собиралась домой. МОСКВА приказала: находиться в ЧАКЧАРАНЕ, пока не отремонтируют оба вертолета. Лопасти к МИ-8 привезли быстро из ШИНДАНДА на МИ-6 и через 10 дней МИ-8 был восстановлен и улетел в ШИНДАНД. А лопастей на МИ-6 нигде не могут найти в СОЮЗЕ! Только  дней через десять их откопали на каком-то занюханном складе. Привез их самолет-гигант РУСЛАН. Отсюда их по две штуки отвозили в ЧАКЧАРАН на МИ-6 со снятыми задними створками, пилотировал вертолет один командир полка. Лопасти были привязаны к корпусу и в полете вибрировали.
Как только произошло это ЧП, я выяснил вес одной лопасти и понял, что нужно посылать автокран в ЧАКЧАРАН. Доложил ШАТАЛИНУ.
Подумал и решил послать сразу два крана, в сопровождении взвода на БМП и ежедневной авиаразведкой. Расстояния для этого рейда были огромные, и через каждые 60-70 км ставили опорные пункты: взвод на БМП, танк, гаубица Д-30, неисправные машины рейда, и 2-3 заправщика  для колонны на обратный путь. Связь между нами и опорными пунктами была. Так краны прошли 250 км и в одном из ущелий, один кран упал в пропасть! Узнав об этом, я помолился, чтобы последний кран дошел!
Добрались они до ЧАКЧАРАНА на 4-5-е сутки, начался монтаж лопастей "коровы ". Смонтировали за 3-4 дня, опробовали и командир вертолетного полка, опять один, погнал его в ШИНДАНД.  А следом, через 2-3 дня, и все наши войска пошли домой. Пришли вшивые, грязные, техника - ужас, но барахлом набиты все машины. А техническое замыкание полка, во главе с зампотехом 371 мсп м-ром ПАНЮТА пришло только через 18 дней после прихода основной колонны. Я к нему летал каждый день. Помимо ремсредств ПАНЮТА привел 14 единиц отремонтированной техники, которую командиры бросали в надежде, что ПАНЮТА подберет.
Три нюанса про ПЕРВЫЙ ЧАКЧАРАНСКИЙ рейд. Практически он ничего не дал, власть, как сидела в ЧАКЧАРАНЕ, так и осталась там, еще и потребовав охраны при нашем уходе. Мы приобрели опыт горной войны и ее обеспечения. Понесли потери. Погиб мой "выдвиженец" - начальник штаба мсб к-н БАРАБАШ, два солдата пропали без вести, были еще погибшие и раненые. И одно странное совпадение: в один и тот же день, когда случилось ЧП с нашими вертолетами, в ИРАНЕ, группа спецназа армии США, летевшая в ТЕГЕРАН для освобождения заложников американского посольства, в глухой пустыне, при дозаправке вертолетов, тоже поленилась подкатить вертолет к заправщику, и произошло столкновение винтов. Но американцы пострадали больше нашего: у них сгорело 3-4 вертолета и 10-12 человек. Освободительный рейд пришлось  отменить. А мы вывернулись!
И чтобы закончить с 373 гв. мсп, превратившийся в 70 ОМСБР в КАНДАГАРЕ. Командир полка м-р СОЛТАНОВ АННАМУРАД в мае месяце ушел командиром кадрированного полка в АШХАБАД (потом стал туркменским генералом, его физию я видел на трибуне около их Президента по ТВ). Зампотех полка п/п-к ЧИЖ тоже ушел в СОЮЗ, вместо него стал мой нач. РАВ п/п-к ЧИЧКАНЬ. Начальник штаба полка м-р ВЫСОЦКИЙ остался, неплохо проявил себя и к осени 1980 года стал командиром ОМСП на ВОСТОКЕ и весной 1981г. получил звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (академия ГШ, комдив в ФЕОДОСИИ, и, наконец - начальник Главного управления кадров СА, генерал-лейтенант). Еще с одним ГЕРОЕМ из 70 ОМСБР я встретился в НОВОЧЕРКАССКЕ - к-н ЧЕРНОЖУКОВ, быстро дорос до комбата и ушел в академию им. ФРУНЗЕ.
Уже при командовании ГРОМОВА Б.В. пришла разнарядка на одного Героя от дивизии - командира подразделения, участвовавшего в боях. Собрали командиров полков, обсудили и не нашли НИ ОДНОГО КАНДИДАТА из мсд!  ГРОМОВ отказался от этой разнарядки. Это был уже 1981 год,  наши старые кадры ждали замены и предохранялись, а в вновь прибывшие еще себя не показали! А ГЕРОЙ 70 ОМБР к-н ЧЕРКОЖУКОВ был командиром роты на БТР сопровождения грузов из КАНДАГАРА до КУШКИ, и обратно, но в "старых" кадрах 373 мсп он не числился.

И ПОСЛЕДНЕЕ.
Книга "МЕРТВАЯ ДОЛИНА"- это 300 страниц машинописного текста с фотографиями и вырезками из газет. Так что, при всём уважении к однополчанам 101 мсп,  я ее всю передать не могу. Взял только выборку про подготовку и вход в АФГАНИСТАН.
С уважением, полковник в отставке
13.3.2008 г.                                                       А.САТАРОВ   



Вернуться к списку